Здоровье
Визитная карточкаСотрудникиЗдоровьеПроектыПартнерыФото

МОУ СШ 78>Здоровье

"Все имеет смысл, пока мы здоровы..."

1. Краткая история организации.

Средняя школа № 78 приняла своих первых учеников в 1988 году. На сегодняшний день в школе обучается 868 учеников. Из общего количества учащихся 37 учеников обучаются в классах КРО, 21 ученик – это дети-инвалиды и особенно нуждающиеся в поддержке своего здоровья. Из общего числа учащихся к подготовительной и специальной группам относится 64 и 10 детей соответственно (6,8% и 1,3% от общего числа детей).

Особое внимание необходимо уделить классам КРО, в которых обучаются дети с неврологическими, психиатрическими проблемами в здоровье. И именно эти дети в первую очередь, как дети с «неустойчивым внутренним стержнем» склонны к уходу из-под влияния родителей, к бродяжничеству, наркотизации.

Для реализации целей и задач общеобразовательного учреждения в школе работает 58 учителей, 1 медицинский работник, 3 психолога. В педагогическом коллективе 2 отличника образования и 6 учителей, обладающих высшей квалификационной категорией. В течении 2-х последних лет  педагогический коллектив школы первоочередной задачей провозглашает задачу совершенствования работы по сохранению здоровья учащихся и формированию потребности в здоровом образе жизни. В 2001-2002 году школа участвовала в конкурсе грантов, проводимым Департаментом образования при мэрии г.Тольятти по теме «Здоровьесберегающие образовательные технологии» и в настоящее время является базовой школой реализации программы «Школа – центр содействия здоровью детей».

С целью реализации задач образовательного учреждения в 2002-2003 учебном году преподавание курса ОЖС интегрировано  с Программой «Здоровье» для средних образовательных учреждений, а для детей имеющих хронические заболевания организованы специальные группы для занятий  физической культурой, создан кабинет ЛФК, в котором для детей 2 и 3 классов проводятся занятия по лечебной гимнастике.

Однако педагогический коллектив нуждается в систематизации работы по профилактике заболеваемости детей и методической и профессиональной помощи медицинских работников, поэтому следующим шагомпо пути создания условий для сохранения здоровья учащихся является объединение усилий школы с ОО "Движение "Тольятти - здоровый город". Данная программа получила одобрение и поддержку Департамента образования при мэрии г.Тольятти.

Социальный состав семейчьи дети обучаются в данной школе, свидетельствует о том, что финансирование программы оздоровления учащихся родителями является проблемным. Отсюда возникает необходимость поиска средств для осуществления программы "Школа - Центр содействия здоровью детей".

2. Проблема, на решение которой направлен проект.

Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой проблемой современности. В стенах школы дети проводят 10 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. Если говорить о нашей школе, то по данным ежегодных медицинских осмотров учащихся среди детей, обучающихся в школе наблюается стойкая тенденция роста таких заболеваний как сколиоз, понижение зрения, заболевания ЖКТ. ( 2001 год - нарушение осанки + 0,2%; заболевания ЖКТ =0,4%). Особого внимания заслуживает тот факт, что многие из названных заболеваний приобретаются детьми в школе. Так в 1999 году нарушение осанки выявлено впервые  у 8,8% учащихся от общего числа детей, страдающих от этого недуга; в 2000 году - 5,7%. Понижение зрения так же впервые выявлено в 1999году у 5,2%  от общего числа детей с нарушенным зрением, а в 2000 году - у 4,4%. Все это свидетельствует о необходимости принятия срочных мер, направленных на изменение сложившейся ситуации.

Социальная характеристика семей, чьи дети обучаются в нашей школе, представлена следующими цифрами: 17 семей состоят на учете ВШУ (внутришкольный учет), как не выполняющие родительские обязанности ( т.е. чьи обязанности перекладываются на школу), неблагополучных семей около 47% ( пержде всего в материальном плане).

Педагогический коллектив школы считает, что укрепление здоровья учащихся  будет способствовать более успешному решению основной задачи школы - качественному обучению детей. Поскольку материальный уровень семей наших учащихся невысок, то средства для создания материальной базы для проведения систематической работы, охватывающей весь ученический коллектив по профилактике и предупреждению заболеваемости необходимо изыскать, не привлекая денежных средств родителей. Решение поставленной проблемы, на наш взгляд, возможно через сотрудничество с ОО "Движение "Тольятти - Здоровый город". Такое организационное построение позволит школе как коллективному партнеру ОО "Движение "Тольятти - Здоровый город" использовать не только собственные ресурсы, но и ресурсы других коллективных партнеров общественной организации. На базе школы создается центр, работа которого по профилактике заболеваемости и пропаганде здорового образа жизни постепенно выйдет за рамки учебного заведения и ресурсы. которыми обладает, и будет обладать школа, станут доступными всем желающим жителям микрорайона.

 3. Общие цели и задачи проекта.

Цель: создание постоянно действующего центра содействия здоровью детей на база школы через объединение ресурсов нескольких заинтересованных в профилактике здоровья детей, организаций.

Задачи:

1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом потребностей детей в сохранении здоровья.

2. Создание материально-технической базы для систематических занятий физической культурой и пропаганды здорового образа жизни (закупка спортивного и медицинского инвентаря).

3. Разработка новой системы взаимодействия общественных организаций со школой с целью решения общих социальных проблем.

4. Сохранение здоровья учащихся и учителей школы через систематическую оздоровительную работу.

5. Объединение ресурсов организаций, заинтересованных в сохранении здоровья детей. (Школа, Департамент образования г. Тольятти, ОО "Движение "Тольятти - Здоровый город",Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Тольятти, Негосударственное образовательное учреждение «Альбион», Физкультурно-оздоровительный центр 14 квартала).

4. Результаты реализации программы "Школа – центр содействия здоровью детей"

В 2002 – 2003 году в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения началась реализация программы «Школа – центр содействия здоровью детей», ею был охвачен 281 ребенок (из которых 39 учеников классов КРО, 21 ребенок – опекаемые, сироты, инвалиды). В течении учебного года на основе компьютерной диагностики функционального состояния здоровья учащихся для каждого из них была выстроена индивидуальная траектория оздоровительных мероприятий. В рамках программы консультацию у педиатра получили 196 детей, консультацию врача-ортопеда – 50 человек, врача-хирурга – 45 детей, врача-невропатолога – 38 учеников. Кроме того, в рамках программы Общественная Организация «Движение Тольятти – Здоровый город» провела компьютерную диагностику, консультацию врача прошли 29 учителей. В школе работал кабинет ЛФК, занятиями лечебной гимнастики охвачено 200 детей, 50 учеников посещали бассейн. В начальной школе проходила ежедневная утренняя гимнастика, дважды в день ученики 1 – 11 классов выполняли гимнастику на уроках. Каждую четверть проходил День Здоровья. Для родителей были организованы встречи с педиатром, врачом ЛФК, психологом. Программа «Школа – центр содействия здоровью детей» является востребованной в образовательном учреждении и поддерживается как родительским, так и учительскими коллективами. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что уже в сентябре-ноябре 2003-2004 учебного года в программе участвуют 430 человек (это 54% от общего количества учащихся школы и 153% от количества детей, вовлеченных в программу в предыдущем учебном году). Сравнительный анализ результатов повторной диагностики состояния здоровья учащихся в конце учебного года (2002-2003гг.) показал, что значительное улучшение состояния организма выявилось у 32,5% учащихся. Полученные результаты свидетельствуют о практической результативности программы.

С целью дальнейшего расширения программы введена фитотерапия (октябрь – ромашка; ноябрь – элеутерококк; декабрь – поливитамины; январь-март – антигриппин; апрель-май – поливитамины). За 2003 – 2004 год 430 учащихся посетили консультацию педиатра, окулиста – 58 учащихся, невропатолога – 81 учащийся, кардиолога -  21 учащийся, лора – 72 учащихся, хирурга – 23 учащихся, 18 детей получили оздоровительный массаж, 62 ребенка оздоровление аппаратом КУФ.

Таким образом, анализ результатов деятельности в рамках программы «Школа – центр содействия здоровью детей» свидетельствует о том, что программа соответствует целям и задачам образовательного учреждения, носит ярко выраженный профилактический характер. Педагогический коллектив выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с ОО «Движение Тольятти – Здоровый Город» в деле сохранения здоровья подрастающего поколения.

5. Наш опыт по реализации программы представлялся на следующих мероприятиях.

1.     I городская практическая конференция по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях;

2.     Семинар «Социальное партнерство в реализации программы «Школа – центр содействия здоровью детей»»;

3.     Семинар директоров Ставропольского района по здоровьесберегающим технологиям;

4.     Региональная межвузовская научно-практическая конференция «Современное вузовкое и школьное образование: состояние, проблемы, перспективы».

5.     Августовская конференция 2003г.

6.     Городской семинар «Валеологическое просвещение участников образовательного процесса»

6. Программа «Школа – центр содействия здоровью детей» в информационном мире.

1. Рекламно-информационное издание "ТО, ЧТО НУЖНО"

№8(13) от 27 декабря 2002г.

   "Школа, ты нам как дом второй..."

Это строчка из гимна МОУ № 78, образованного в 1989 году. В настоящее время директором школы является Приходько Галина Ивановна. Сейчас школа насчитывает 34 класса. Обучается здесь 886 учеников, а учит их 46 преподавателей. О кадрах надо сказать отдельно, ведь среди них 2 отличника народного просвещения (Лихачева Е.И. и Хайруллин С.Г.), 9 учителей высшей категории, 2 лауреата конкурса "Учитель года". Совершенно естественно поэтому, что ученики добиваются определенных вершин: выпускники школы № 78 получили 4 золотых, 19 серебряных медалей и 20 аттестатов с отличием.

Коллектив школы твердо уверен в том, что интерес к учебе не появится, если в школе не будет ощущаться атмосфера тепла и домашнего уюта, создать которую помогает разноплановая внеучебная деятельность. Если попробовать зайти в школу в шесть часов вечера, то можно подумать, что идет перемена, такое оживление там царит! А объясняется это следующим образом: в результате заключения договоров с учреждениями дополнительного образования на базе школы работают творческие объединения и спортивные секции. Да и самими учителями ведутся кружки. Создана волейбольная секция, театральная студия, творческое объединение "КВН+". Поэтому, совершенно естественно, что школа обязательный участник районных военно-спортивных игр, городского туристического слета, конкурса агитбригад по правилам дорожного движения. В соревнованиях по волейболу ученики школы входили в состав команды города, которая заняла третье место в области, а ученица школы Семыкина Юлия пятый раз стала чемпионкой России по каратэ среди юниоров. Задействование ребят во внеучебной деятельности имеет еще один немаловажный аспект: это важнейший фактор профилактики правонарушений. По исследованиям педагогов в школе достаточно высокий процент детей, воспитывающихся в социально-незащищенных и неблагополучных семьях. Этих детей обязательно нужно чем-нибудь занять, чему и содействует внеучебная деятельность коллектива. Созданию благоприятной атмосферы в коллективе и воспитывающей системы в классе посвящена и программа "Я расту", которая вместе с системой школьного самоуправления в этом году вышла на качественно новый уровень развития.

Какая проблема сегодня является одной из самых острых, особенно в свете неблагоприятной экологической ситуации в Тольятти? Конечно, здоровье подрастающего поколения. В прошлом году школа № 78 участвовала в конкурсе грантов, проводимом Департаментом образования мэрии по здоровьесберегающим образовательным технологиям. Школа стала площадкой для уникального эксперимента по профилактике и предупреждению заболеваемости среди учащихся "Школа - центр содействия здоровью детей". В рамках этой программы работает Школа Здоровья для родителей и детей, где через встречи со специалистами, внеучебную деятельность формируется стойкая мотивация к здоровому образу жизни. Для детей нуждающихся в коррекции здоровья на базе школы ведет прием педиатр, организуются встречи с узкими специалистами. Что немаловажно, эта программа заботится и о здоровье учителей, для которых медицинский центр "Виталонг" организует диагностику и консультации специалистов.

Сейчас в школе работают валеолог и инструктор ЛФК. Много ли вы насчитаете школ в Тольятти, в которых по утрам проводится зарядка? Работа проводится по 3 направлениям: 1.формирование правильной осанки, 2.профилактика нарушений внутренних органов, 3.обучение дыхательной гимнастике. С детьми работают психологи по программам профилактики и предупреждения наркотизации. Не только дети, но и родители встречаются с ними. Для 9-х классов существует программа, которая помогает будущим выпускникам самоопределиться и верно выбрать дорогу в жизни. 

Большая заслуга в достижениях школы принадлежит и ее друзьям, которых немало: "Детско-юношеский центр туризма и экскурсий" (Шкляев Владимир Леонидович), общественный фонд "Гаудеамус" (Подоляко Игорь Валериевич), ДШИ № 5 (Васильев Александр Владимирович), клуб "Патриот", фирма "Артэк" (Горелов Сергей Владимирович,Скоморохов Сергей), Шугаев Владимир Данилович, стоматологическая фирма "Эскулап", медицинский центр "Виталонг" и общественная организация "Тольятти - Здоровый город" (Пальчикова Любовь Альбертовна).

Конечно, предновогоднее настроение не могло обойти школу, которая оживленно готовится к празднику. Самое важное, что проводится он будет в родных стенах, силами самих учеников.

Многое еще можно было бы рассказать об этой замечательной школе: о ее спортивных достижениях, о творческих успехах, о детях, но, думается, что показателем может служить одно то, что дети учителей, работающих в этой школе, не идут покорять гимназии и лицеи, а учатся именно здесь! А кто, как не педагоги могут судить о качестве образования и занимательности внеучебной деятельности? Они свой выбор сделали правильно, а вы?

Екатерина Викторова.

2. Материалы I городской практической конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях.

Издательство "Мегаполис-Р"

г. Тольятти, 2003г.

a. Работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса как обязательный элемент образовательной деятельности.

 

Приходько Г.И. - Директор МОУ школа №78 города Тольятти

 

В течение долгого времени от школы ожидали решения конкретной задачи -  передачи определенной суммы знаний подрастающему поколению. И методология и нормативные образовательные документы были направлены на решение именно этой задачи. А воспитательные и социальные задачи школы как социального института оставались за скобками образовательного процесса. Но вскоре стал очевидным тот факт, что не определенная сумма знаний (чем больше, тем лучше) определяют качество образования, а способность выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. То есть помимо того, что человек существо социальное, нельзя забывать что, прежде всего, человек существо - биологическое. Этот казалось бы элементарный факт в последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе становится определяющим в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной школы.Если раньше о здоровье ребенка беспокоилось огромное количество организаций(и медицинских и спортивных и образовательных), то теперь семья и ребенок практически в одиночку должны обеспечивать нормальное здоровье.

Данные о состоянии здоровья обучающихся я приводить не буду и в масштабах отдельной школы и в масштабах государства они ужасающие, скажу только, что даже среди консервативных кругов общественности (родителей) начинает формироваться понимание необходимости решения проблемы сохранения здоровья в рамках образовательного процесса. Эта тенденция прослеживается среди родителей нашей школы, о чем свидетельствуют данные анкетирования родителей, однако понимание значимости проблемы все же значительно отстает от реального положения вещей. Так 77% опрошенных родителей считают, что их дети здоровы и только 23% хотели бы, чтобы школа уделяла больше внимания

      вопросу сохранения здоровья учащихся. Данные же медицинских осмотров свидетельствуют, у 75,2% обследованных детей наблюдается функциональное нарушение здоровья и только 24,8 % могут считаться здоровыми. Как правило, о необходимости пристального внимания к здоровью детей родители вспоминают, когда у ребенка возникают серьезные медицинские проблемы и не понимают значимости профилактики возможных нарушений здоровья. Исходя из этого, коллектив школы считает приоритетным необходимость осуществления просветительской работы среди родителей. Формирование из их числа не молчаливых статистов, а активных помощников. С этой целью в школе работает "Школа Здоровья" для родителей регулярные встречи с медицинскими специалистами позволяют квалифицированно отвечать на вопросы, возникающие у родителей и знакомить их с элементарными способами саморегуляции физического и психического здоровья, как самих родителей, так и детей.

Необходимость продолжения валеологической работы среди учащихся определяется данными полученными в ходе анкетирования учащихся по проблемам здоровья. Так 78% учащихся 1-3 классов считают себя здоровыми (по медицинским данным здоровыми являются только 50% детей), 51% младших школьников считают, что знают как улучшить свое здоровье, но отвечая на вопрос как проводятся выходные в семье говорят, что во время отдыха смотрят телевизор - 53,2%, 26% - спят и только 41% детей с семьей отдыхают на природе. Ученики 5-7 классов из предложенной шкапы ценностей главным определили здоровье - 81,8%, считают себя здоровыми - 72,7%, но при этом признаются, что 10% из них пробовали курить и 65% - пробовали алкогольные напитки. Медицинское обследование этой группы школьников свидетельствует, что только 38% детей можно назвать здоровыми. Казалось бы, чем старше школьник, тем сознательнее он должен подходить к своему здоровью, осознавать его ценность. Но не тут то было, школа проигрывает в неравной   войне против общественных стереотипов и штампов массовой культуры.

 

Направление реализации программы "Школа-центр содействия здоровью детей"

Оптимизация

учебно-воспитательного

процесса

Оздоровительные

мероприятия

Повышение

двигательной

активности

учащихся

Валеологическое

просвещение

участников

образовательного

процесса

Так в 8-11 классах уже только 50% опрошенных детей в системе жизненных ценностей ставят здоровье на 1 место, 26% - считают главным успешную карьеру, 14,5% - материальное благополучие и не понимают, что наличие этих ценностей является производным от здоровья человека. Медицинские данные свидетельствуют, что среди старших школьников только 24,8% могут быть названы здоровыми.

Таким образом, на наш взгляд школа должна перейти от трансляции разрозненных сведений о здоровье и здоровом образе жизни к системе валеологической работы, пронизывающей все стороны учебно-воспитательного процесса. С этой целью в нашей школе создана рабочая группа, разрабатывающая программу валеологической работы школы на основе программы "Школа -центр содействия здоровью детей", введен учебный курс Валеологии для учащихся 1-11 классов, в Совете школьников сознана ученическая группа, занимающаяся организацией оздоровительных мероприятий.

Объяснять учительскому коллективу важность проблемы сохранения здоровья учащихся в нашей школе не пришлось. Педагоги с пониманием отнеслись к смещению акцентов в своей работе в сторону использования здоровье сберегающих образовательных технологий. Поставив перед администрацией школы проблему необходимости повышения педагогического мастерства в данном направлении. С этой целью в школе начинает работу постоянно действующий семинар для учителей по здоровье сберегающим технологиям.

Конечно, обычной общеобразовательной школе не по плечу абсолютно снять проблему сохранения здоровья участников образовательного процесса. И этому есть сотня объективных причин, но уменьшить "производственный риск" на наш взгляд задача достижимая. Определяя образование как технологический процесс, детей и учителей как субъектов этого процесса, мы иногда забываем, что, пытаясь привести все к общему знаменателю, мы больше теряем, чем приобретаем. Мы забываем, что у лучшей части человечества (у детей) есть свои естественные потребности. Работая по 8 часов, взрослое поколение страдает от гиподиномии, других нарушений здоровья связанных с малоподвижным образом жизни и заставляет детей по своему образу и подобию приспосабливаться к малоподвижному школьному режиму. Не школа для ребенка, а ребенок втискивается в стальные тиски урочной системы.

Еще в 1805 году Г.Пестолоцци писал, что традиционные принципы обучения "Удушают" развитие детей, "Убивают" их здоровье. Анализ проведенной работы в рамках программы "Организация центров содействия здоровью детей в образовательных учреждениях" президентом общественной организации "Движение Тольятти - Здоровый Город" показал, что существенное влияние на здоровье детей нашего города на ряду с другими факторами оказывает режим низкой двигательной активности в школе и "режим двигательной активности в семье" ( по данным анкет детей 1 -5 классов школ города около 66% семей в выходные дни "спят дома", "смотрят телевизор".) И как следствие возрастающие нагрузки в школе, требующие от детей физической, интеллектуальной мобилизации вызывают уже к началу ноября переутомление, проявляющееся снижением общей работоспособности, успеваемости, появлением частых головных болей, расторможенности, а подчас и агрессивности; в физическом плане снижается мышечный тонус, повышается заболеваемость. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Одним из факторов позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка является оптимизация двигательного режима ученика. Двигательная активность ребенка столь естественная для него позволяющая регулировать его мироощущения, накапливать свой жизненный опыт становится резко дефицитной в условиях школы, ограничивается не только формой (поза сидя), но и временем. А ведь психологами доказано давным давно, что психическое напряжение может быть сброшено только посредством движения. Отталкиваясь от данного постулата, работа школы по сохранению здоровья детей пошла по наиболее простейшему и эффективнейшему пути. Если мы не может отказаться от осуществления учебно-воспитательного процесса в стационарных формах, то должны хотя бы уменьшить негативные последствия этого явления. В школе введена хорошо известная, но не популярная среди учащихся (что свидетельствует о низкой мотивации на здоровый образ жизни большинства школьников) - зарядка. Мероприятие элементарное, но позволяющее увеличить двигательную активность учащихся на 50-55 минут в неделю и позволяющее привести функциональное состояние организма перед уроками в рабочее состояние. Другая не менее элементарная вещь как гимнастика на уроке - позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Не требующее материальных вложений действие позволяет повысить двигательную активность ученика на 100-110 минут, а значит стимулировать его мыследеятельность и сделать из обучения не тягостный процесс, а посильное и значит эффективное развитие ребенка. В ходе гимнастике на уроке используется методика профессора Уманской А.А. по профилактике вирусных инфекций и усилению иммунитета и элементы восточной оздоровительной гимнастики.

Таким образом, для всех детей время активного движения в среднем увеличивается на 150-160 минут. Дети, требующие особого внимания, в силу уже имеющихся проблем в здоровье, охватываются в нашей школе специальными группами физической культуры и занятиями ЛФК, здесь учителем используется оздоровительная гимнастика Стрельниковой. Двигательная активность детей имеющих стойкую патологию здоровья увеличивается в среднем еще 60-120 минут.

В рамках программы "Школа - центр содействия здоровью детей" администрация изыскала возможность оплатить 50 ученикам посещение бассейна в течение месяца. Я прекрасно понимаю, что никого не удивишь организацией и проведением Дней Здоровья. Как правило, это привычные и мало посещаемые мероприятия. Поэтому и хочу остановиться на Днях Здоровья в нашей школе. Нашим активным помощником и партнером является Центр детского и юношеского туризма, возглавляемый Шкляевым Владимиром Леонидовичем. Благодаря помощи этого центра, мы имеем возможность из тривиальных Дней Здоровья устраивать праздники туризма, выезды на туристическую базу и соревнования по спортивному ориентированию. Для младших школьников устраиваются театральные представления, рассказывающие о правилах гигиены, основах здорового образа жизни. Каждый День Здоровья заканчивается "витаминным столом", в ходе которого дети не только получают знания о правилах здорового питания, но и это здоровое питание получают. Благодаря хорошей подготовке и эмоциональному комфорту этих мероприятий посещение этих праздников школьниками стало активным, практически стопроцентным. Понимая необходимость продолжения этой работы, администрация, поддержанная учительским коллективом, выделила на будущий 2003=2004 учебный год за счет школьного компонента дополнительный час физической культуры, который будет носить инвариативный характер и дети самостоятельно сделают выбор как они хотят активизировать свой образ жизни за счет занятий туризмом, силовой подготовкой или ритмикой.

Начав реализацию программы "Школа - центр содействия здоровью детей" в 2002-2003 учебном году коллективу школы удалось сделать главное - убедить ученический и родительский коллективы в необходимости этой работы. Мы сознательно больший упор сделали на активизацию двигательной активности учащихся предполагая, что создав благоприятные условия для реализации физиологических потребностей детей мы сможем повлиять на сохранность здоровья учеников и следовательно на улучшение их учебы. Влияние активизации двигательной активности учащихся на результаты образовательного процесса мы сможем оценить только в длительной перспективе, а вот влияние на сохранность здоровья очевидна. Так по результатам сравнительного знали -за функционального состояния здоровья детей в начале и в конце учебного года, проводимого специалистами Общественной организации "Движение Тольятти - Здоровый Город" у 32,% детей наблюдается некоторое улучшение функционального состояния организма, без изменений функциональное состояние у 33% учеников (а как правило при обычном ходе образовательного процесса здоровье ухудшается). Повторюсь, что в основном эти результаты достигнуты путем элементарных вещей, позволивших повысить двигательную активность учащихся.

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но , реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений. Теми ресурсами которыми школа обладает, а на сегодняшний день в их числе на первом месте стоит возможность оптимизации двигательного режима школьников.

 

 

 

 Динамика вовлечения в программу

      учащихся школы

2002-2003 уч. год

208 детей (24,8 %)

2003-2004 уч. год

430 детей (57,3 %)

В числе участников программы:

31 ребенок учащиеся классов КРО;

17 детей-дети-инвалиды;

18 детей-дети-сироты и

опекаемые дети.

б. Профилактика девиантного поведения школьников.

 

Ватолина Н.В. - Заместитель директора МОУ №78 города Тольятти

 

Ни для кого не секрет, что количество детей с девинтным поведением растёт. Девиантность поведения - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое в детском и юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым, повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других.

Педагогическая практика и проведённые исследования показывают, что истоками ДП являются как причины субъективного характера, так и причины объективные:

Субъективные причины: 

- особенности анатомо-

физиологического, психического и

социального развития ребенка

- отклонения в физическом и

психическом развитии

Объективные причины:

- неблагоприятные условия жизни

и воспитания школьников

Существуют различные пути профилактики девиантного поведения. Мы пытаемся решить эту проблему посредством здоровье сберегающих технологий. В школе существует программа сохранения здоровья учащихся "Школа- центр содействия здоровью детей"

По статистике, количество трудных детей в классе колеблется, как правило, от 2 до 7 %. "Педагогическая трудность" детей приходится, в основном, на подростковый возраст: в начальной школе "трудные" учащиеся составляют примерно 16%, в средней - около 60% и в старших классах - около 24%. Мы работаем в обычной общеобразовательной школе, которая как зеркало отражает процессы, происходящие в обществе. Социальный паспорт школы наглядно свидетельствует о неблагоприятных объективных условиях жизни наших воспитанников.

Названные характеристики социального положения семей доказывают, что негативный объективный фактор формирования личности для учащихся нашей школы достаточно высок. Влияние внешних факторов полностью исключить из процесса развития школьника не возможно. Осознавая это, педагогический коллектив берет на себя решение посильной, конкретной задачи - вовлечение "трудных" детей в активную внеклассную деятельность, прежде всего позволяющую влиять на здоровье ребенка. В течение 15 лет на базе образовательного учреждения работает волейбольная секция, возглавляемая Хайруллиным С.Г. В числе его воспитанников 60% детей, склонных к девиантному поведению, 2 состоят на учёте в ОДН, 1 -ВШУ. Дети, пришедшие в секцию, занимаются от 3 до 7 лет. За последние два года никто из его воспитанников не совершил противоправных действий. Созданная система тренировок, ежегодные тренировочные сборы в течение июня, высокие результаты участия в соревнованиях различного ранга, внутренние традиции и неписаные правила, установленные тренером совместно с воспитанниками, все это позволяет переориентировать детей, повысить их социальную активность, снизить тяжесть проявления девиантного поведения.

Активным партнером в деле профилактики девиантного поведения среди учащихся нашей школы является ДЮЦ ТЭ. Совместно с центром в школе создан турклуб "Вертикаль". Среди воспитанников около 35% склонных к девиантному поведению, 1, состоящий на учёте в ОДН, 1-ВШУ. На счету у турклуба пока нет больших результатов: участие в городском турслёте школьников, в соревнованиях на Кубок по туристскому многоборью, в более 10 пеших походах.

Но мы понимаем, что эти меры - это, скорее, борьба со следствием, а не устранение причин формирования девиантного поведения.

Проанализировав причины возникновения девиантного поведения, мы пришли к выводу, что гораздо реальнее школе повлиять на субъективные факторы появления девиантного поведения. Как сказано выше, причины субъективного характера зависят от личности самого воспитанника, особенностей его анатомо-физиологического, психического и социального развития, отклонений в физическом и психическом развитии некоторых детей.

Медики выделяют в процессе развития детей три основных периода криза, два

      из которых приходится на школьный период: переход от дошкольного периода к школьному (6-8 лет) и подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет). В процессе формирования личности в раннем детстве вырабатываются навыки и привычки, которые в зависимости от условий воспитания могут быть как положительными, так и отрицательными. Преодоление отклонений в поведении целесообразно начинать в младшем возрасте, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда ребёнок предрасположен к признанию авторитета взрослого. Педагогическая практика показывает, что именно в младшем школьном возрасте имеются значительные предпосылки для успешной перестройки в поведении детей. В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что, создавая условия для сохранения и улучшения физического здоровья младших школьников, корректируя особенности их психологического развития, мы снижаем влияние субъективных причин появления девиантного поведения в подростковом периоде. В связи с этим особенно приятно, что реализация школьной оздоровительной программы "Школа - центр содействия здоровью детей" наиболее успешно осуществляется в начальной школе.

В 2002-2003 уч.году был проведен мониторинг функционального состояния здоровья учащихся школы с помощью функционального компьютерного комплекса. Его результаты свидетельствуют о правильности выбора приоритетного направления работы школы. 48% обследованных детей имеют изменения сердечно-сосудистой системы. Причиной данной дисфункции чаще всего бывают повреждения нервной системы во время беременности и в родах, а проявляется эта проблема вегото-сосудистой дистонией (повышенная возбудимость нервной системы, головная боль) и синдромом минимальной мозговой дисфункции (нарушение сосредоточения и внимания). Кроме того, выявлена группа детей с нарушением психологической адаптации - это дети со снижением волевого уровня, т.е. со снижением интереса к жизни, тенденцией к "уходу в себя". Это группа риска по наркотизации и таких детей 38%.

Сравнительный анализ оценки физиологического здоровья учащихся 1-х классов и детей, которые вызывают педагогические сложности в этой параллели, показал, что у 4-х (12% от числа участвующих в оздоровительной программе) детей педагогические трудности вызваны медицинскими показаниями. Кроме того, сравнительный анализ количества учащихся 1 и 3-х классов вызывающих педагогические трудности возрастает: так в 1 -х классах таких детей - 4 (12%), а в 3-х классах уже 6 учеников (18%). Медицинские показатели свидетельствуют так же о наличии дополнительной группы детей, которые еще не дают яркой картины девиации, но при объективном увеличении учебной нагрузки и отсутствии медико-психолого-педагогического сопровождения могут спровоцировать такое поведение.

Вот эти цифры показывают, как велик круг потенциально девиантных детей, для которых, в силу своего физического и психологического нездоровья, существует опасность в сложный подростковый, переходный, период не справиться с теми сложностями, которые обрушатся на его неокрепший организм.

Подростковый возраст справедливо считается самым трудным. Процесс взросления связан с перестройкой всего анатомо-физиологического аппарата, психики, с ломкой старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми ближайшего окружения: родителями, учителями, сверстниками.

Как реально эти особенности развития учитывались нами в учебно-воспитательном процессе?

В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. В рамках программы "Школа - центр содействия здоровью детей" проведена оптимизация учебно-воспитательного процесса. Так продолжительность перемен увеличена с 5 минут до 10 минут, а большая перемена составляет 20 минут, что дает большую возможность для повышения двигательной активности детей. Введена утренняя зарядка, на уроках проводятся гимнастические пятиминутки. Эти нехитрые мероприятия позволяют повысить двигательную активность учащихся на 70-100 минут в неделю. Кроме того, для детей, которые уже имеют стойкие отклонения в здоровье (хронические заболевания) создана специализированная группа для занятий физической культурой. По трем направлениям : дыхательная гимнастика, коррекция нарушения осанки и общеукрепляющая гимнастика - проводятся занятия ЛФК. Один раз в четверть проводится День Здоровья. Введенные в 2002-2003 учебном году эти общеукрепляющие мероприятия дали заметный результат. Анализ проведенной работы в рамках программы "Организация центров содействия здоровью детей в образовательных учреждениях" осуществленный президентом Общественной организации "Движение Тольятти - Здоровый Город" Пальчиковой Л.А. показал, что у 20,5% детей произошло значительное улучшение функционального состояния организма; у 32,5% учащихся - некоторое улучшение функционального состояния организма и у 33% детей изменений функционального состояния организма нет.

Но обеспечить сохранение физического здоровья ребенка в образовательном процессе не достаточно. Образовательный процесс должен подстроиться под возможности и особенности подростков. Если в организации УВП школы допускаются существенные сбои и недостатки (нарушения важнейших принципов обучения и воспитания, несоответствие методов и форм требованиям жизни и т.д.), то особенности развития подростка порождают некоторые явления, осложняющие УВП: резкость и грубость подростка в общении, повышенный критицизм, цинизм, лживость, недисциплинированность и т.д. Это вызывает явление трудновоспитуемости, приводит к конфликтным отношениям с такими подростками. А, следовательно, УВП становится малоэффективным.

В подростковом возрасте создаются все возможности для формирования социальной активности личности, стремления к умственному и физическому труду, разносторонних интересов, стремление к самостоятельности и самоутверждению, к поиску достойного места в коллективе сверстников. Именно для подростков характерны повышенная эмоциональность, интерес к собственной личности, начало формирования нравственных идеалов и убеждений, появление потребности в самоусовершенствовании и первые попытки самовоспитания. В этот период важно дать ребенку инструментарий, набор способов и методов регулирования своих мироощущений, объяснить те изменения, которые происходят в его организме. Для этой цели в учебный план в вариативную часть добавлен учебный курс валеологии, существует система классных часов Здоровья, ЧИО по программе "Я расту", а психологом школы для проблемных детей проводятся занятия-тренинги "Твой выбор".

Все выше сказанное позволяет сделать несколько выводов:

1. Взаимосвязь между девиантным поведением и анатомо-физиологическим, психологическим состоянием здоровья ребенка очевидна. (Данные оздоровительной программы начальной школы).

2. В связи с возрастными особенностями младших школьников целесообразно проводить профилактику девиантного поведения через коррекцию здоровья ребенка и уже потом оптимизацию учебно-воспитательного процесса; а в среднем звене, где сложнее проводить коррекцию анатомо-физиологического состояния здоровья подростка - акцент должен быть смещен на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и решение психологических проблем подростка.

В старшей школе профилактическая работа должна основываться на формировании активной жизненной позиции посредством развития социальной инициативы.

3. Учитывая, что в оздоровительной программе участвовали не все дети с уже выраженным девиантным поведением на следующий учебный год перед педагогическим коллективом стоит задача 100 -процентного вовлечения таких детей в программу сохранения здоровья.

4. Программу "Школа - центр содействия здоровью детей" необходимо дополнить разделом, направленным непосредственно на категорию детей с девиантным поведением, так как особенности этих детей требуют особенностей в программе оздоровления.

5. Учебно-воспитательный процесс - партнерский процесс. Поэтому необходимо переориентировать отношение между взрослым и подростком, обучив учителей навыкам эффективного социально-поддерживающего поведения.

 

 

3. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (16-17 марта 2004г.)

Тольятти 2004

а. ОСОБЕНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ И ПРАВОСЛАВНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ)

      Дунаева Э.В., старший преподаватель ТФ ВЭГУ

      Мунтьян М.А., факультет педагогики и психологии, 6 курс ТФ ВЭГУ

 Глобальные перемены условий жизни людей, формирование совершенно иной экономической и общественно - политической среды, все это создает картину действительности, которая существенно отражается на психическом самочувствии, настроении людей. Эти эмоциональные состояния определяют формирование новых жизненных целей и позиций. Названный процесс оказывает влияние, в том числе, и на школьников, на их цели, позиции, на формирование самосознания, самооценок, на развитие новых качеств и особенностей личности.

Усваиваемые, в ходе формирования личности, ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что отрочество- это возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентации и поступков. Большинство психологов сходится во мнении о том, что категория ценностей одна из самых сложных категорий в философии, социологии и психологии.

На современном этапе развития учебно-воспитательной системы в нашей стране одной из актуальных становится проблема изучения закономерностей формирования, становления и развития ценностных ориентации и самооценки подростков, как важнейшего компонента личностной структуры. В данной ситуации церковь вносит в усложнившийся процесс социально-психологического становления детей свои взгляды, принципы, основанные на позиции православной этики. 

Поэтому нас заинтересовал вопрос, есть ли различия в ценностных ориентациях подростков воспитывающихся в учебных заведениях разного типа (светской и православной школ).

С этой целью мы провели исследование в двух школах города Тольятти: МОУ СШ №53 и Православной гимназии. Выборка составила 100 человек, по 50 учащихся из каждого учебного заведения. Результаты проведенного исследования показывают, что основные различия между учащимися состоят в следующем. 

1. У учащихся школы преобладает выбор эмоционально-волевых ценностей личностей. Морально-нравственные ценности в новых социально-экономических условиях жизни общества для них не имеют высокой ценности.

2. В иерархии ценностей учащихся гимназии преобладают духовно-нравственные ценности. В этом заключается различие в системе инструментальных ценностей, что определяется особенностями образовательных учреждений.

3. В системе терминальных ценностей наблюдается сходство, которое определяется социобиологическими факторами, в том числе возрастом, и не зависит от особенностей обучения.

Также было выявлено, что выбор ценностных ориентации влияет на отношение к себе, на планирование будущего подростков.

В данной работе мы попытались доказать, что воспитание ценностных ориентации у подростков значимо, т.к. это влияет на выбор будущего и самооценку. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Констатация ценностных ориентации в новых общественно-экономических условиях является важным моментом в комплексном изучении личности современного подростка.

2. Обучение в образовательных учреждениях разного типа влияет на иерархию инструментальных ценностей подростков.

3. Структура терминальных ценностей зависит от социобиологических факторов (возрастных особенностей, социальных условий), а не от типа образовательного учреждения.

4. Обучение в религиозной гимназии способствует формированию духовно-нравственных ценностей, отвечающих требованиям христианской этики.

5. Воспитание подростков в общеобразовательной школе осуществляется единой личностно-ориентированной системой, основанной на личностном подходе к жизни ребенка, что способствует адекватной самооценке. Обучение в общеобразовательной школе способствует формированию эмоциональноволевых качеств личности, что соответствует социальному заказу.

Таким образом, современная реальность, предлагая школы разного типа, решает задачу формирования личности подростка, беря за основу разные мировоззренческие принципы.

б. ШКОЛА - ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ

 

Ватолина Н.В., заместитель директора МОУ СШ №78 по УМР

Уманец С.А., заместитель директора МОУ СШ № 78 по УВР

 

О взаимообусловленности и зависимости здоровья и успешности ребенка в обучении говорится давно. И никто вроде бы не оспоривает этот постулат, но как только в школе начинается работа по сохранению здоровья детей, так сразу образовательное учреждение становится мишенью для критики.  Медицинские работники подвергают сомнению компетентность педагогов в проведении оздоровительных мероприятий, а родители либо считают, что пока их ребенок здоров, то их данный вопрос не касается, либо, что могут решить проблему самостоятельно. Однако статистика такова, что уровень заболеваемости детей и подростков постоянно растет. Если в 2002 году этот показатель составил 2390,5 случаев в год, то в 2003 году - 2531,3 случаев, (доклад гл. педиатра Департамента здравоохранения мэрии г.Тольятти). По мере взросления число больных детей увеличивается и к окончанию школы 60% детей имеют ту или иную патологию. Другими словами, масштабы проблемы давно приобрели государственный уровень. И как бы не хотелось переложить ответственность за происходящее на государство, родителей, экологию или еще кого-нибудь, но с последствиями сложившейся обстановки придется считаться прежде всего педагогам, так как практически половину дня дети проводят в школе. В деле повышения обученности учащихся (что является главной задачей школы) есть два пути. Во-первых, необходимо создать условия для успешного обучения, во-вторых, повысить эффективность преподавания. Задача создания условий для успешного усвоения знаний учащимися частично решается через программу сохранения здоровья детей (очевидным является тот факт, что здоровье ребенка являются обязательным условием комфортной образовательной среды). Причем эта зависимость является весьма существенной. Проведя сравнительный анализ результатов функциональной диагностики состояния здоровья и успеваемости учащихся МОУ сш №78, были получены следующие результаты. Функциональное состояние здоровья детей окончивших 1-ый класс показало, что учебные нагрузки негативно отразились на их здоровье. (Количество детей с нарушением здоровья увеличилось на 10 человек - 34,5% от общего количества детей в классе). В одном из 6-х классов данная тенденция также прослеживается, но здесь присутствует взаимосвязь между снижением успеваемости и состоянием здоровья учеников. Так, из 5 учеников, чьи успехи в учебе значительно снизились, у троих наблюдаются и проблемы в здоровье, приобретенные в результате обучения. Неожиданный результат получен в 7 классе. В классе со слабой успеваемостью результаты диагностики функционального состояния здоровья показали, что только у 3 из 23 учеников не выявлено переутомления или вегето-сосудистой дистопии. Думается, что после такой наглядной иллюстрации количество людей, оспаривающих необходимость проведения в школе работы по сохранению здоровья, значительно уменьшится.

Итак, проблема обозначена, как же может ее решить школа? Задача сохранения здоровья детей состоит из нескольких взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых должен быть обеспечен конкретной организацией. Одним из неоспоримых достоинств нашей школьной профаммы является тот факт, что она осуществляется путем консолидации ресурсов социальных партнеров. Такое «распределение» обязанностей позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и обеспечивать программу высококвалифицированными специалистами. Так, медицинская составляющая программы обеспечивается ОО «Движение Тольятти - здоровый город» и МЦ «Виталонг». Работа по валеоло-гическому просвещению участников образовательного процесса проходит при поддержке НОУ «Альбион». В организации и проведении спортивно-массовых мероприятий и выездных туристических слетов помогает Центр детского и юношеского туризма и экскурсий города. Благодаря социальному партнерству школе остается решение проблем, связанных с оптимизацией учебно-воспитательного процесса и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

Другим несомненным достоинством школьной программы является тот факт, что положительной динамики и стабилизации здоровья детей педагогический коллектив добивается средствами не требующими дополнительных финансовых вливаний и доступных любому образовательному учреждению (утренняя зарядка, гимнастика на уроках, дополнительный час физической культуры). Повышение двигательной активности учащихся реализует физиологическую потребность детей в движении, а следовательно обеспечивать ребенку максимально возможную комфортность при осуществлении обучения. Эти мероприятия позволяют снизить напряженность образовательного процесса. Профилактика, а не исправление уже имеющихся патологий - главная задача школьной программы здоровья ,в связи, с чем ее реализация может осуществляться уже имеющимися кадрами.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобрела общенациональный характер. Наш коллектив пытается решить эту задачу путем эффективного использования имеющихся ресурсов, обеспечить программу квалифицированными специалистами и сочетать в оздоровительной работе выполнение школой своих основных обязанностей.

 

 

 

 

 

в. «КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ, НА ЛАД ИХ ДЕЛО НЕ ПОЙДЕТ» (ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ)

 

      Дунаева Э.В., старший преподаватель ТФ ВЭГУ

 

В настоящее время вопросу подготовки детей к школьному обучению уделяется очень много внимания. В связи с многообразием школ проблема выбора школы для своего ребенка стала для многих родителей актуальна и непосредственно значима. Стремясь дать ребенку хорошее образование, включив его в среду социально устойчивую, способствующую развитию, родители выбирают школы требующие от детей большой дошкольной подготовки. Да и те мамы и папы, которые выбирают школу, ближайшую к дому, хотели бы видеть своих детей изначально успешными в учебной деятельности. Именно эти соображения взрослых людей заставляют дошкольников много времени уделять подготовке к будущему обучению в школе. Дошкольной подготовкой дети занимаются и в детских садах, и дома. Прилавки книжных магазинов города заполнены литературой, касающейся этой проблемы, «Развиваем логику», «Учимся считать», «Учимся читать», «Физическое развитие дошкольников», «Музыка и дети», «Развиваем речь», а также литературой по валеологическому, экологическому, и даже экономическому воспитанию дошкольников. Выбор пособий огромен и представляет собой большое поле творчества и для детей и для воспитывающих взрослых.

Но в поисках совершенствования образования нашего населения, наших детей, в наших, вполне положительных, добрых устремлениях, не забываем ли мы о самих детях? Могут ли они вместить в себя такое количество добрых устремлений? И речь здесь не о том, какое количество знаний сможет вместить их память, не о том, какое количество информации может обработать их интеллект, не о том насколько совершенна может стать их моторика, и есть ли вообще границы детского совершенства. Речь заходит о том, а как сам ребенок чувствует себя в этом образующем его потоке? Если хорошо, успешно, то почему проблема успешной адаптации детей в школе до сих пор не снята с повестки дня, почему среди дошкольников есть дети, которые уже не хотят идти в школу? И еще много разных «почему» привлекают к себе внимание.

Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению может быть сформирована только в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению. Д.Б. Эльконин привлекал внимание к созданию специальной системы формирования внутренних правил, «вращиванию» социального правила как одному из важнейших факторов успешности перехода к школьному обучению. За выполнением правила, считал Д. Б. Эльконин, «следит» система социальных отношений между ребенком и взрослым.

Готовность к школе это прежде всего проблема взросления детей, т.е. проблема вступления в новые социальные отношения со взрослыми и сверстниками. Для выполнения этих условий необходимо целенаправленное и систематическое взаимодействие ребёнка и взрослого. Но реальность наша такова, что в такой сложный для любого ребенка момент жизни, как смена деятельности, его сопровождают множество взрослых: и родители, и воспитатели и незнакомый, но уже важный для ребенка человек - учитель. Приспособиться ко всем требованиям, предъявляемым взрослыми, становится для ребенка одной из важных и подчас непосильных задач. Тем более, если в этих требованиях нет единения, согласия, а взаимодействия взрослых между собой напоминают нам историю про лебедя, рака и щуку.

Своим исследованием мы решили проверить, как в такой важный период жизни детей согласовываются мнения по подготовленности к школе учителей и воспитателей детского сада. Нами было проведено анкетирование учителей начальных классов и воспитателей детских учреждений Автозаводского района. Анализ результатов анкеты показывает большой разброс мнений. Нет единства ни в детском саду, ни в школе, ни тем более в общем мнении. Если взрослые, окружающие ребенка, профессионалы обучения и воспитания точно не определились в своих требованиях по отношению к готовности к школе, то ребенку тем более не совладать с этой проблемой, кроме как воспользоваться механизмом психологической защиты: капризы, «витание в облаках», агрессия или замкнутость и т.д.

Поэтому необходимо выработать единство мнений представителей науки и практики о приоритетных направлениях системы обучения при подготовке к школе, и тогда было бы легче и родителям, и детским садам, и школам.

 

 

 

 

4.Рекламно-информационное издание "ТО, ЧТО НУЖНО"№1()21 от 22 апреля 2004г.

 

МОУ СШ № 78 приглашает

 

Вот уже пятнадцать лет подряд наша школа распахивает двери для детей. Этот небольшой юбилей - хороший повод, чтобы рассказать о приоритетных   направлениях развития школы на сегодняшний день.

Чтобы ребёнок мог хорошо учиться, он должен быть, прежде всего, здоровым. Не секрет, что за годы учебы ученик приобретает множество проблем, связанных со здоровьем, которые медики называют «школьными». Поэтому одним из ведущих направлений работы образовательного учреждения является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность осуществляется в рамках программы «Школа - центр содействия здоровью детей». Программа осуществляется по следующим направлениям: оптимизация учебно-воспитательного процесса, оздоровительные мероприятия, валеологическое просвещение, повышение двигательной активности учащихся. Оздоровительные мероприятия проводятся в школе при поддержке ОО «Движение Тольятти - здоровый город» квалифицированными медицинскими специалистами. Это компьютерная диагностика функционального состояния здоровья ребёнка, консультации педиатра, врачей узкой специализации, фитотерапия, оздоровление аппаратом КУФ, массаж.

С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса увеличена продолжительность перемен, введён комбинированный режим учебы - 5-тидневный для начальной школы, 6-тидневный для основной и старшей школы.

Но все оздоровительные мероприятия будут иметь положительный эффект, если ребёнка вооружить валеологическим знанием, сформировать осознанное отношение к своему здоровью. Эту задачу образовательное учреждение решает через введение учебного курса «Валеология». Большую помощь в ведении просветительской работы как среди учителей, так и среди родителей нам оказывает НОУ «Альбион».

Двигательная активность ребенка стеснена рамками учебно-воспитательного процесса, удовлетворение этой потребности является обязательным условием нормального роста ученика. С этой целью в нашей школе введён третий час физической культуры, открыт кабинет ЛФК, проводится утренняя зарядка и гимнастика на уроках, Дни Здоровья. Активным помощником в данной работе является Центр детско-юношеского туризма и экскурсий. Усилия педагогического коллектива не пропали даром. Данные сравнительного анализа компьютерной диагностики состояния здоровья детей показали, что у 32% учеников произошло улучшение здоровья, а 33% детей сохранили здоровье на прежнем уровне. Вот теперь, когда ребёнок может усвоить предложенные ему знания, поговорим об учебном процессе.

1. В школе нет педагогических вакансий. В числе 46 учителей, работающих в МОУ сш № 78 - 1 кандидат педагогических наук, 2 отличника образования, 15 учителей высшей и первой квалификационной категории.

2. На базе МОУ сш №78 работает Детская школа искусств №5, которую посещают около 45% наших учеников.

3. Детям со стойкой мотивацией к учёбе предлагаются дополнительные образовательные услуги (английский язык в начальной школе, информационная культура, риторика, экология человека, избранные вопросы математики).

4. На базе школы работает волейбольная секция, туристический клуб «Вертикаль», кружок спортивных танцев, стрелковый кружок, секция дзюдо.

5. 40% учащихся посещают специальные занятия в кабинете ЛФК, поправляют своё здоровье в процедурном кабинете.

6. Школа заключила договор о сотрудничестве с ВУЗами: Самарской гуманитарной академией, Санкт-Петербургским государственным университетом низкотемпературных и пищевых технологий.

Обо всём и не расскажешь. Помня о классическом правиле «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», мы приглашаем вас в школу № 78 (14 квартал, ул. 40 лет Победы, 86) 15 мая в 10.00 на День открытых дверей, где вы сможете лучше познакомиться со школой. Вам будет предложена:

- встреча с педагогическим коллективом сш№78 и ДШИ №5;

- концерт;

- экскурсия по школе;

- выставка творческих работ учащихся.

      

Зам. директора по УВР МОУ

      сш № 78 Н.В. Ватолина

 

   

[Home][Визитная карточка][Сотрудники][Здоровье][Проекты][Партнеры][Фото]

Copyright(c) 2003-2004. All rights reserved.

Hosted by uCoz